Послание губернатора

Послание временно исполняющего обязанности губернатора Воронежской
области А.В. Гусева
Воронежской областной Думе и исполнительным органам государственной
власти Воронежской области

«Инвестиционный климат  и инвестиционная политика
Воронежской области»

Уважаемые коллеги!

Введение

На заседании  Государственного совета 27.12.2017 Президент Российской Федерации отметил, что «...наращивание инвестиций, предпринимательской  активности – это, безусловно, и экономическая задача, это основа экономического роста и укрепления доходной налоговой базы регионов, но это и в полном смысле этого слова задача политическая. Потому что именно это создаёт реальные ресурсы, увеличивает ресурсы для развития здравоохранения, образования, социальной сферы в целом, для реализации программ благоустройства и улучшения городской среды, реализации экологических проектов.»

За последние три года в  целом по  стране объём капиталовложений  сократился на 7,9 %. При этом в 21 регионе, напротив, зафиксирован рост инвестиций в основной капитал. Воронежская область попадает в эту категорию. Инвестиционное развитие Воронежской области демонстрирует стабильность на протяжении  последних 5 лет: сохраняются положительные тенденции ежегодного прироста объёма инвестиций в основной капитал (рис.1). 

Рисунок 1

I. Результаты работы

В рамках Инвестиционной стратегии Воронежской области до 2020 года правительством области реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику региона, расширение источников инвестирования бизнес-проектов, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Реализация Стратегии по повышению инвестиционной привлекательности Воронежской области позволила за 5 последних лет  (2013–2017 гг., в текущих ценах) увеличить в 1,6 раза годовой объем инвестиций в Воронежской области (по РФ – на 26,9%).

В 2017 году в инвестиционной сфере области сохранена положительная динамика – инвестиционная активность в регионе растет в течение последних 8 лет. Это самый длительный период роста в новейшей истории региона, которого удалось достичь. По итогам 2017 года объем инвестиций в Воронежской области составил 294,2 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2017 году к уровню 2016 года – 100,1% (по РФ – 104,4%), к уровню 2012 года – 121,9% (по РФ – 94,1%).

Реализация комплекса мероприятий по созданию комфортных условий для ведения бизнеса и стимулированию инвестиционной активности обеспечила лидирующие позиции Воронежской области в национальном рейтинге, характеризующем инвестиционное развитие субъектов Российской Федерации. Воронежская область в 2018 году заняла 7 место среди 85 субъектов Российской Федерации (8 место в 2017 году). В Центральном Федеральном округе  -  3 место.  За два последних года обеспечен рост в рейтинге на 16 позиций.

II. Цели и задачи инвестиционной политики

Стратегической целью инвестиционной политики области является улучшение инвестиционного климата, обеспечивающее приток инвестиций на территорию региона, достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения. Декомпозиция стратегической цели определяет следующий комплекс целей инвестиционного развития Воронежской области:

- повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;

- получение максимально возможного бюджетного дохода;

- решение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях)

- ликвидация диспропорции в развитии отраслей хозяйственной деятельности;

- оптимизация  существующей структуры производства;

- обеспечение надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Основными задачами в сфере инвестиционной политики Воронежской области являются:

1) В сфере развития промышленных и потребительских рынков, развития малого и среднего предпринимательства:

- повышение конкурентоспособности регионального индустриально-аграрного производственного комплекса;

- содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области для повышения их конкурентоспособности;

- увеличение доли инновационных предприятий, развитие высокотехнологичных отраслей экономики;

- создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса  жителей и гостей Воронежской области на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления;

- обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, рационального природопользования.

2) В сфере развития инфраструктурного комплекса:

- обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов;

- снижение затрат на подключение к объектам инженерной инфраструктуры;

- создание информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование и продвижение имиджа (бренда) Воронежской области как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности.

3) В сфере развития человеческого капитала:

- развитие в Воронежской области эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов.

4) В сфере развития институциональной среды и повышения эффективности деятельности органов государственной власти:

- сокращение сроков и упрощение согласительных и разрешительных процедур для реализации инвестиционных проектов;

- наличие эффективной системы государственной поддержки инвестиционных проектов.

III. Инструменты достижения целей инвестиционной политики региона

Основными инструментами привлечения инвестиций являются организационные и финансовые меры государственной поддержки инвесторов:

1. Организационное сопровождение всех стадий реализации инвестиционного проекта.

2. Улучшение условий ведения бизнеса.

3. Оптимизация процедур получения разрешительной документации.

4. Предоставление на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета.

5. Предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов.

6.Софинансирование за счет областного бюджета строительства объектов инженерной инфраструктуры, предоставление субсидий на возмещение расходов по оплате услуг за технологическое присоединение к электрическим сетям.

7. Предоставление льгот по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет.

8. Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих федеральному законодательству, в том числе в индустриальных парках Воронежской области.

IV.  Реализация  инициатив правительства Воронежской области в сфере инвестиций

С целью улучшения инвестиционного климата и условий ведения бизнеса реализуются следующие основные направления:

1. Внедрение Инвестиционных стандартов и создание необходимого набора мер и институтов поддержки инвестиционной деятельности, включающего региональные индустриальные парки, предоставление мер финансовой поддержки инвесторам, организацию работ по полному сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

2. Развитие института защиты прав инвесторов.

Для защиты прав и законных интересов инвесторов в Воронежской области сформированы координационные и совещательные органы для решения вопросов инвестиционного развития при межведомственном взаимодействии, а также создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Деятельность созданного Совета по улучшению инвестиционного климата Воронежской области направлена на привлечение инвестиций в экономику Воронежской области с учетом соблюдения экономических, социальных и экологических интересов населения Воронежской области. В 2017 году состоялось 6 заседаний Совета, были рассмотрены 16 вопросов, затрагивающих деятельность инвесторов, режимы правоприменения.

3. Устранение избыточных административных барьеров

В целях сокращения отдельных процедур, а также оптимизации процессов разрешений и согласований при реализации инвестиционных проектов на 6 заседаниях Штаба по снижению административных барьеров в Воронежской области в 2017 году были рассмотрены 20 вопросов. В результате организованной работы по устранению избыточных административных барьеров существенно сокращены сроки проведения регистрационно-разрешительных процедур (время регистрации юридических лиц сокращено с 14 до 7 дней, регистрации прав собственности – с 12 до 4 дней, получение разрешения на строительство с 423 до 87 дней).

4. Реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.

В 2017 году на территории области внедрены 12 целевых моделей, которые в целом охватывают основные направления, влияющие на инвестиционный климат:

- процедуры регистрации прав на недвижимость и кадастровый учет,

- подключения к ресурсоснабжающим сетям,

- поддержку малого и среднего предпринимательства,

- контрольно-надзорную деятельность,

- обеспечение взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом.

В каждой Целевой модели определены факторы оценки и заданы целевые показатели их реализации. По итогам 2017 года общий показатель реализации целевых моделей по Воронежской области составил 97 % (в среднем по РФ – 92 %). Регион вошел во 2 группу «Регионы с уровнем достижения выше среднего» (из 4 групп).

5. Сформированная система государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности создала условия для успешной реализации в области 80 особо значимых инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по данным проектам составляет 318 млрд. рублей. В ходе реализации данных инвестиционных проектов создано 15 600 новых рабочих мест. Только за 2017 год было создано более 2 570 новых высокопроизводительных рабочих мест.

Расчеты департамента экономического развития области показали, что по итогам 2017 года показатель объема инвестиций на 1 рубль государственной поддержки инвестиционной деятельности по всему кругу инвестпроектов составил 15,6 рублей. В расчете на 1 рубль областной поддержки налоговые поступления по всему кругу инвестпроектов по итогам 2017 года составили 3,06 рубля (что на 76 копеек выше показателя прошлого года).

Эти результаты свидетельствуют о реальных позитивных изменениях в улучшении инвестиционного климата и важных для ведения бизнеса вопросах.

Справочно: Основными мерами государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности в 2017 году  явились:

- налоговые льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль (850,5 млн. руб.);

- субсидии в целях возмещения затрат на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (290,44 млн. руб.); 

- возмещение затрат на уплату процентов за пользование кредитами (9,56 млн. руб.).

6. Инфраструктурная поддержка инвестиций

6.1. Индустриальные парки

Сеть функционирующих на территории Воронежской области индустриальных (промышленных) парков («Масловский», «Лискинский», Бобровский» и «Перспектива») обеспечивает инвесторов доступной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов, а также способствует сокращению затрат на подключение к объектам инженерной инфраструктуры.

Всего в действующих индустриальных парках области с учетом субъектов малого и среднего предпринимательства, размещено 92 резидента, и создано 4378 рабочих мест.

Так, на территории индустриальных парков уже разметили свои производства международные корпорации «Siemens» (Германия), «OFS» (США), «Nutreco» (Нидерланды), АО «Агрострой Пелхржимов» (Чехия), а также отечественные компании ООО «Воронежсельмаш» (сельхозмашиностроение), ООО УСК «Спецстальтехмонтаж» (металлоконструкции), ООО «Выбор-ОБД» (стройиндустрия), ООО «Гранд Лайн-Центр» (металлообработка). Помимо функционирующих предприятий планируется размещение ещё ряда производств.

Объем финансирования из средств областного бюджета в строительство объектов инфраструктуры индустриального парка «Масловский» за период 2012-2017 годы составил 1 912,22 млн. рублей (в 2017 году – 46,00 млн. рублей). Средства областного бюджета были направлены на проведение работ по созданию следующих объектов инфраструктуры на территории парка:

- системы электроснабжения (трансформаторные и распределительные подстанции с электрическими сетями),

- внутриплощадочных сетей газоснабжения, объектов системы водоснабжения и водоотведения (сети водопровода, сети ливневой и хозяйственно-бытовой канализации),

- автомобильных дорог, а также на проведение проектно-изыскательских работ.

Созданные объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры используются резидентами парка.

В рамках федеральной программы возмещения затрат региональных бюджетов на создание инфраструктуры индустриальных парков в соответствии с постановлением правительства РФ  от 30.10.2014 № 1119 привлечено 306,43 млн. рублей средств федерального бюджета на развитие индустриального парка «Масловский»  (в  т.ч. в 2016 г. – 102,53 млн. руб., в 2017 г. – 203,9 млн. руб.). На 2018 г. в рамках указанного соглашения с Минпромторгом РФ запланировано поступление 264,96 млн. руб. субсидий из федерального бюджета.

  6.2. Развитие Территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР)

В Воронежской области создана территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в границах монопрофильного муниципального образования (моногорода) городского поселения - город Павловск Воронежской области.

Создание на территории городского поселения - город Павловск ТОСЭР  позволит разместить в городе не менее 20 новых производств, работа которых будет гарантировать стабильность социально-экономического развития города, а резидентам ТОСЭР получить льготные условия ведения предпринимательской деятельности с учетом применения пониженных ставок по страховым взносам – 7,6%, (для нерезидентов 30%), льгот по налогам на прибыль (в течение первых пяти лет не более 5%, в течение последующих пяти лет - не более 12%), земельному налогу (0%), а также применения льготных налоговых пошлин на ввоз иностранных товаров в ТОСЭР. До 2020 года планируется привлечь 11,2 млрд. рублей инвестиций. Якорным проектом станет строительство мясокомбината с объемом инвестиций более 10 млрд. рублей. Бюджетные расходы на создание транспортной и инженерной инфраструктуры ТОСЭР «Павловск» составят 1,5 млрд. рублей.

В совокупности с учетом создания ТОСЭР на территории других моногородов Воронежской области (г. Семилуки и г. Россошь) за период 2018 - 2027 годов планируется диверсификация экономики моногородов, создание 30 тыс. новых рабочих мест,  привлечение 336 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

7. Развитие государственно-частного партнерства.

В  настоящее время сформирован перечень из 31 проекта, реализуемых и планируемых к реализации на принципах ГЧП в сферах  жилищно-коммунального хозяйства (объекты тепло- и водоснабжения), транспорта (легкорельсовый транспорт), спорта (спортивные комплексы),  культуры  (туристско-рекреационный кластер в Рамони) и экологии (мусоропереработка) на сумму более 9 млрд. рублей.

В 2018 году на территории г.о.г. Воронеж планируется к реализации проект  «Спортивный кластер в городе Воронеж» общей стоимостью 235,6 млн. рублей. Это первое в Российской Федерации соглашение о государственно-частном партнерстве в сфере спорта.

Также, сформирован перечень из 53 объектов ЖКХ, спорта и транспорта муниципальной формы собственности, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в период 2017-2020 гг.

Полностью приведена в соответствие требованиям действующего федерального законодательства в сфере ГЧП нормативная правовая база муниципальных образований Воронежской области.

V. Перспективные направления работы по инвестиционному развитию  Воронежской области

В качестве первоочередных перспективных направлений работы по инвестиционному развитию  Воронежской области на 2018 год можно выделить:

1)Создание особой экономической зоны «Центр».

Заявка на создание особой экономической зоны в настоящее время рассматривается в Минэкономразвития РФ.

Общая площадь планируемой ОЭЗ составляет 220 гектар, из которых, в соответствии с проектом планировки особой зоны, под объекты инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 70 гектар,  под площадки для размещения производств резидентов – 150 гектар. Таким образом, на территории ОЭЗ смогут разместиться 15-20 предприятий.

Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Центр» на территории Воронежской области с последующим развитием «филиальной сети» ОЭЗ в муниципальных районах области в период 2018-2027 годов позволит привлечь 200  млрд. рублей инвестиций, получить дополнительно 108 млрд. рублей налоговых платежей в бюджеты всех уровней; создать 25 тысяч новых рабочих мест. На создание транспортной и инженерной инфраструктуры ОЭЗ в период 2018-2021 годов  будет направлено 2,9 млрд. рублей из бюджета Воронежской области.

2)  Продолжение реализации целевых моделей по упрощению процедур ведения бизнеса, в том числе на муниципальном уровне.

В 2018 году планируется продолжить реализацию целевых моделей исполнительными органами власти области, а также тиражировать успешный опыт апробации целевых моделей «кадастровый учет земельных участков» и «выдача разрешений на строительство» в г. Воронеже, Семилукском, Рамонском и Новоусманском районах на территории всех муниципальных районов области. В перечисленных районах проведены мероприятия по переходу на электронное предоставление услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) – до 30% от общего объема выдаваемых ГПЗУ.

Особое внимание в части упрощения процедур ведения бизнеса в ближайшие годы будет уделено работе по устранению избыточных административных барьеров и сокращению сроков проведения регистрационно-разрешительных процедур, что позволит (по методике национального рейтинга) сократить время регистрации юридических лиц с 11 до 5 дней, регистрации прав собственности – с 9 до 4 дней, получения разрешения на строительство с 87 до 40 дней.

3)  Актуализация инвестиционных паспортов муниципальных районов области, что позволит определить новые инвестиционные площадки, а также наметить план действий по их инфраструктурному обеспечению.

4) Развитие сети индустриальных парков, в том числе создание инвестиционных площадок для малого бизнеса с возможностью беспрепятственного подключения к энергетическим и коммунальным сетям и минимальными сроками открытия производства.

Предполагается:

– дальнейшее привлечение бюджетного финансирования на инфраструктурное обустройство индустриальных (промышленных) парков на территории Воронежской области – до 200 млн. рублей ежегодно (в рамках федеральной программы возмещения затрат региональных бюджетов на создание инфраструктуры индустриальных парков);

– присвоение официального статуса «индустриальный (промышленный) парк» новым инвестиционным площадкам области, которые будут развиваться за счет средств частных инвесторов.

Индустриальные парки, общей площадью 364 га, планируются на территории следующих районов:

-  Новоусманского (113 га, производство с/х машин и техники);

- Россошанского (14 га, обрабатывающее производство);

- Семилукского (30 га, металлургия, металлообработка);

- Каширского (164 га, переработка с/х продукции);

- Рамонского (50 га, производство продукции национальных народных промыслов). 

Развитие сети индустриальных парков за период 2018-2027 гг. позволит:

• создать условия для размещения не менее 30 новых производств;

• дополнительно привлечь в экономику области не менее 40 млрд. рублей инвестиций за счет размещения новых производств;

• создать 4 тысячи новых рабочих мест.

5)  Подготовка и реализация «Плана переговоров с инвесторами», по итогам которых планируется обеспечить размещение новых производств на территории области. Для этого планируется изменить подходы к работе. Как показывает анализ, только 10% инвесторов, с которыми проведены встречи, принимают положительное решение об инвестициях. В настоящее время разрабатывается план, предусматривающий переговоры и встречи с потенциальными инвесторами, составляющей этого плана включают медийные мероприятия,

6) Совершенствование мер поддержки инвесторов в части создания налоговых преференций для резидентов территории опережающего развития, снижения выкупной стоимости земли в индустриальных парках области. Также необходимо оптимизировать предоставление в залог областного имущества, государственных гарантий инвесторам.

Особое внимание правительства Воронежской области будет направлено на следующие мероприятия:

- создание налоговых преференций (в части налогов на прибыль и на имущество организаций) для резидентов территорий опережающего развития, а также для инвесторов, реализующих проекты государственно-частного партнерства (не менее 500 млн. рублей);

- снижение выкупной стоимости земли в индустриальных парках области (не менее чем на 40%);

- оптимизация процедур и снижение стоимости предоставления в залог областного имущества, государственных гарантий инвесторам (с 1 до 0,01%);

- освобождение от налога на имущество в части вновь приобретаемого оборудования предприятий, осуществляющих модернизацию производства (сумма льгот предположительно составит 1,5 млрд. рублей).

Заключение

Воронежская область имеет географические преимущества расположения, научный потенциал и благоприятный  инвестиционный климат, способствующий развитию бизнеса в регионе и сохранению социально-экономической устойчивости. Данные факторы позволят сохранить стабильность региона и обеспечить достойный уровень жизни населения Воронежской области.

Послание временно исполняющего обязанности губернатора Воронежской области А.В. Гусева Воронежской областной Думе и исполнительным органам государственной власти Воронежской области от 19.04.2018
Карта сайта
© 2018 Инвестиционный портал Воронежской области